воскресенье, 28 сентября 2014 г.

Политика и власть

Слово «политический» мы слышим повсюду: политическая организация, политическая информация. Каждый день мы слышим из газет, телевидения, интернета, радио о политических новостях.  И само слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».
Аристотель первым ввёл этот термин более двух с половиной тысячелетий назад. Его «Политика» - сочинение о государстве, правительстве, правлении. Он понимал политику как сознательную форму объединения людей ради достижения «общего блага».
Никколо Макиавелли выделил политику в самостоятельную науку.
Политика – это искусство управлять государством. Политика – это искусство возможного. Политика – это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.
 Отто фон Бисмарк говорил «Политика – это не наука, а искусство».
Макс Вебер писал «Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти».

Политика (от греч. полис – государство) – искусство управлять государством. Наука предлагает разные определения политики.
Политика – это:

  • сфера жизни общества, связанная с распределением и осуществлением власти; 
  • деятельность по регулированию отношения между социальными группами в процессе управления государством; 
  • политическая деятельность партий или отдельных людей для реализации важных интересов с помощью политической власти или борьбы за власть; 
  • стремление к власти или к оказанию влияния на распределение власти; 
  • политические убеждения, принципы и идеи; 
  • совокупность политических наук.

Важное предназначение политики — управление обществом в целом. Без политического руководства жизнь общества превратилась бы в бессистемное, анархическое, конфликтное столкновение разнообразных частных и групповых интересов. Поэтому, в первую очередь, политика призвана обеспечивать целостность и социальную гармонию общества.
Ее главное предназначение — урегулирование противоречий в обществе, обеспечение общественной интеграции, согласование личных, групповых и общественных интересов. В этой связи политику необходимо понимать как деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей.

Функции политики

  • Всеобщая организационная база общества. 
  • Коммуникативная, то есть связывающая людей. Политические интересы – это основа для общения, обмен информацией в партиях, других объединениях, на собраниях, митингах, демонстрациях. 
  • Интегративная, то есть сплачивающая, консолидирующая людей, группы, слои общества. Например, движение «зеленых» борется за физическое выживание человечества, экологическое благополучие людей. 
  • Воспитательная, то есть вносящая в поведение, внутренний мир человека изменения. Приобщаясь к политической жизни, человек учится управлять, организовывать, влиять на людей.

Каждый человек имеет хоть какое-то отношение к политике.
Макс Вебер выделил три степени вовлеченности в политику:
1. политики «по случаю» - это все мы, когда голосуем, выступаем на политических собраниях;
2. политики «по совместительству» - это доверенные лица, члены парламента, «работающие на политику» только время от времени;
3. профессиональные политики – профессиональные политические деятели, для которых политика – главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.
Главным субъектом политики является государство. Деятельность государства определяется как государственная политика. Государственная политика подразделяется по сферам общественной жизни, по уровням проявления, по объему, по функциям.

По сферам общественной жизни выделяются следующие виды политики:

  • экономическая — регулирование отношений между индивидами и социальными группами в экономической сфере; 
  • социальная — регулирование отношений между индивидами и социальными группами по поводу их места в обществе; 
  • национальная — регулирование отношений между нациями, этническими группами; 
  • культурная — регулирование отношений между индивидами и социальными группами в духовной жизни; 
  • государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере.

По уровням проявления выделяются следующие виды политики:

  • местная — регулирование вопросов и проблем местного значения (на уровне села, города, района); 
  • региональная — регулирование вопросов и проблем, связанных с развитием целого региона (напр. губернии, штата, субъекта федерации, федерального округа и т.д.); 
  • общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества и государства в целом; 
  • международная — регулирование отношений между государствами и группами государств на международной арене; 
  • мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов и острых проблем в мировом сообществе, связанных с решением глобальных проблем современности.

По объему политика подразделяется на:

  • стратегическую (долгосрочную) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, важнейших, долговременных целей, определение путей и способов их достижения; 
  • тактическую (краткосрочную) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений по проблемам, возникающим в обществе.

По функциям государственная политика подразделяется на:

  • внутреннюю политику — регулирование отношений между индивидами и социальными группами в различных сферах общества внутри одного государства; 
  • внешнюю — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими политическими субъектами на международной арене.

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю или волю общества. Власть подразумевает управление людьми при помощи каких-либо средств. 

Признаки власти:

  • наличие лидера (руководителя) и подчиняющихся;
  • проявление воли лидера в форме приказов;
  • введение санкций – наказаний за неподчинение приказам;
  • всеобщее подчинение воле лидера.

Источниками (основаниями) власти являются:

  • Сила. Не случайно в сознании людей власть очень часто ассоциируется с насилием. На ранних этапах развития общества (в период рабовладения и феодализма) сила действительно занимала центральное место в арсенале властителя. Однако в дальнейшем ее роль в системе властных отношений значительно снизилась.
  • Богатство. Общепризнанным источником власти является богатство. Более того, по мере перехода к капитализму, развития рынка и товарно-денежных отношений значение богатства стало весьма ощутимым. Вместе с тем, не следует переоценивать его роль, наличие собственности и денег еще не означает власти.
  • Знания и информация. Особое значение в системе источников власти в современных условиях приобретают знания и информация. По мнению ряда обществоведов, информационный фактор в конце XX — начале XIX столетия вышел на первый план, и играет решающую роль в процессе борьбы за власть и ее последующего осуществления.

Подводя итог рассмотрению источников, следует отметить, что они переплетены между собой и используются комплексно, однако по мере развития общества наблюдается смещение акцентов. Если на первых порах преобладали силовые методы, то в дальнейшем они уступили место «власти денег», которая, в свою очередь, вытесняется знаниями. Обнаружение этой тенденции послужило основанием для условного разделения власти на три типа:

  • Власть низкого качества (сила);
  • Власть среднего качества (богатство);
  • Власть высшего качества (знание).

Необходимым структурным компонентом власти являются мотивы, которые лежат в основе подчинения объекта субъекту. К мотивам подчинения объекта можно отнести следующие:
Страх перед санкциями, которые могут быть применены субъектом. На первых порах развития человечества этот мотив был доминирующим, так как основным источником власти была сила. Именно к силе прибегал в большинстве случаев субъект, подчиняя объект. Последний, в свою очередь, не желая рисковать и понимая бесперспективность сопротивления, вынужден был подчиняться.
Привычка к повиновению. По мере ослабления силовых факторов в политике выяснилось, что не все люди рвутся к власти. Более того, многих устраивает роль объекта подчинения. Причина в том, что власть подразумевает ответственность за результаты своей деятельности, и не каждый готов взять ее на себя. Многие подданные в период рабовладения и феодализма, а также граждане демократических государств добровольно делегируют власть правящему субъекту и соглашаются подчиняться ему.
Заинтересованность в выполнении воли властителя. Данный мотив присутствовал в политике на всех этапах ее развития. Всегда находились люди, которым было выгодно пребывание у власти того или иного субъекта, так как смена власти и приход другого субъекта мог изменить ситуацию и ухудшить материальные условия их жизни, понизить социальный статус и т.д.
Убежденность в необходимости подчинения. Очень часто, особенно в кризисные периоды развития общества, происходит консолидация (объединение) подданных или граждан вокруг субъекта власти по идейным соображениям. Примером может служить борьба с иноземными захватчиками, преодоление последствий стихийных бедствий, катастроф и другие события. Чрезвычайные условия, в которых оказывается общество, заставляют людей временно отодвинуть на второй план свои личные интересы и амбиции, преодолеть разногласия и подчиниться властителю.
Личный авторитет носителя власти. Этот мотив также оказывает серьезное влияние на отношения между субъектом и объектом власти, дополняет предыдущие, а часто выходит на первый план и определяет поведение объекта.

Формы передачи власти:

  • наследственная (переход власти по наследству, например после смерти или отказа от трона монарха),
  • конституционная (с помощью законных выборов, например выборы президента),
  • насильственная (захват власти).

Политическая власть – власть одной группы людей над другой. Политическая власть является обязательной и принудительной для всех членов общества. С помощью законов общество принуждается выполнять распоряжения власти. 

Виды политической власти:
  • законодательная (издание законов),
  • исполнительная (исполнение законов),
  • судебная (наказания за неисполнение законов).
Отличительными признаками политической власти являются:
  • Публичность, т.е. всеобщий и безличностный характер власти;
  • Монополия на регламентацию политической жизни, обязательность ее решений для любой другой (неполитической) власти в обществе;
  • Моноцентричность — наличие единого центра принятия властных решений;
  • Возможность легального использования принуждения и социального насилия в обществе.
Политическая система – комплекс следующих структур: государство и его взаимодействие с политическими организациями. Политическая система – механизм управления обществом и осуществления власти. Власть реализуется с помощью политической системы. В зависимости от политического режима выделяют виды политических систем: тоталитарные, авторитарные, демократические. 

Функции политической системы:
  • определение целей и путей развития общества;
  • определение интересов участников политического процесса;
  • мобилизация и организация обществ по исполнению целей и задач;
  • распределение ресурсов и денежных средств;
  • разработка законов и контроль за их исполнением;
  • обеспечение стабильности и безопасности общества;
  • приобщение граждан к политике (участию в выборах).
Элементы политической системы – части, из которых состоит политическая система: государство, политические организации (политические партии и движения), общественные организации (профсоюзы, религиозные организации и др.), политические нормы (закон), политические взгляды и традиционные политические отношения.
Политические отношения – отношения между людьми в процессе политической деятельности; отношения между государством и обществом, между партиями, классами и социальными слоями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий